События

logomknso

MINCULT LOGO RUS

Министерство образования и науки Российской Федерации

630099,
г.Новосибирск,
ул. Ядринцевская, 46
Тел/факс:
224-55-31
224-32-72

www.nmkmurov.ru
nmcollege@ngs.ru

Схема проезда

Наши телефоны

 

Алла Фёдоровна Мурова

Алла Федоровна Мурова
(15.05.1936 - 19.10.2015)

19 октября 2015 года на 80-м году ушла из жизни Алла Федоровна Мурова – певица, преподаватель Новосибирской государственной консерватории по классу камерного пения (с 1965 по1983 гг.), врач-логопед высшей категории, жена выдающегося композитора Аскольда Федоровича Мурова.

Подробнее...

 

Нотные издания произведений А.Ф. Мурова и литература в фонде библиотеки НМК имени А.Ф. Мурова

Ноты А.Ф. Мурова

Библиография А.Ф. Мурова

 

Мероприятия творческого проекта "Муровские дни", посвященные 85-летию А. Ф. Мурова (1928-1996)

  • Творческий вечер - концерт
    • АСКОЛЬД МУРОВ – КОМПОЗИТОР, 

      КОТОРЫЙ СЛЫШАЛ СВОЕ ВРЕМЯ

      (к 85-летию со дня рождения
      Аскольда Федоровича Мурова)

           6 февраля 2013 года в концертном зале «СИБИРСКИЙ» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова состоялся творческий вечер, посвященный 85-летию со дня рождения композитора, чье имя было присвоено колледжу в 2006 году (фото 1-4). В 2008 году в честь 80-летнего юбилея Мурова были проведены творческие встречи, международная научная конференция и концерт, в которых участвовали музыканты и музыковеды Новосибирска и других городов Сибири. С тех пор прошло пять лет, полностью сменилось поколение студентов, и в стенах колледжа вновь собрались те, кто лично знал и восхищался композитором, и те, кому только предстояло узнать, каким был человек, которого называют «сибирским Шостаковичем». 

           Художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский назвал творческий вечер «погружением в атмосферу личности Мурова, 1960–1970-х годов, во многом ставших легендой». «Погружение» началось с показа фрагментов документального фильма Виталия Гоннова «Время и музыка Аскольда Мурова» (Новосибирск, 1991 г.) и продолжилось исполнением произведений композитора и выступлениями тех, кто знал его лично, работал с ним.

           Творчество Аскольда Мурова воплотило в себе противоречия эпохи – сложного, двойственного времени, когда призрак свободы, появившийся в оттепель, был постепенно задушен реакцией власти. От композитора ждали гимнов трудящимся, он же выбрал для себя другого героя – «человека страдающего». Ученики и коллеги Мурова видят в его музыке боль – не сиюминутную и преходящую, а глубинную, пропущенную через себя, выстраданную – в «Тобольской симфонии», кантате для хора «Русские портреты», поэме для струнного оркестра «Во имя Жизни».

           Судьба Аскольда Мурова неразрывно связана с Сибирским регионом и музыкальным искусством Сибири. Закончив в 1951 году дирижерско-хоровое отделение музыкального училища и отучившись в Новосибирском строительном институте, в 1958 году он поступает в открывшуюся двумя годами ранее консерваторию и после ее окончания остается работать на кафедре композиции. Более тридцати лет Муров занимался педагогической деятельностью; количество учеников, ставших профессиональными композиторами, позволяет считать его создателем сибирской композиторской школы. Ученики с признательностью вспоминают то необыкновенно вдохновляющее воздействие, которое оказывал композитор. Он учил не только музыкальному мастерству, но прививал убеждения, гражданскую позицию.

           В своем выступлении ректор Новосибирской консерватории (академии) имени М.И. Глинки Константин Курленя признался, что обучение инструментовке и инструментоведению в классе музыканта запомнил на всю жизнь: «Аскольд Федорович – шестидесятник с ярким мышлением, харизмой. Он никогда не читал лекции, не диктовал, никогда не услышать было на его занятиях монолога, даже диалога. В беседе всегда участвовало много студентов – композиторов, музыковедов, исполнителей – вместе мы учились жизни и музыке. Он не настаивал на своем видении, но подталкивал к самостоятельному выбору, к поиску индивидуальной траектории развития. Вроде бы хорошо, когда кафедра за раз выпускает пять композиторов. Но Муров такой арифметике не учил – из сотен студентов вырастают в композиторов единицы. Он учил «выковывать» из себя личность, красоту. Только Аскольд Федорович мог подтолкнуть к этому, но никак не учебные стандарты. В этом смысле сегодня ему, вероятно, было бы тяжело: он наверняка восставал бы против строгой регламентации учебного процесса». 

           Многие годы Муров возглавлял Сибирскую организацию Союза композиторов России: с 1965 по 1970 и с 1984 до конца жизни. На перерыв выпадает затяжная опала, время холодного отчуждения к композитору. После воронежской премьеры «Третьей симфонии» в местной газете появилась разгромная статья «О гражданской ответственности художника» – очередной вариант «Сумбура вместо музыки». Как в свое время Шостаковича, Мурова обвиняли в формализме и гражданской безответственности. Тогда ему и пришлось покинуть пост руководителя Союза композиторов. Несмотря на успех у публики, власти враждебно восприняли и созданную в 1971 году «Тобольскую симфонию» – сильное, смелое произведение о трагедии русского народа и жестокости властолюбцев.

           Муров был нонконформистом, сочетавшим бескомпромиссность и свободу суждений с демократизмом и деликатностью в отношении к окружающим. Владимир Калужский рассказал о своем восприятии композитора: «Он был одновременно удивительно мягким и жестким человеком: не боялся конфликтов с начальством, коллегами и в то же время обладал магией доброты. В середине 60-х его избрали председателем Сибирской организации Союза композиторов. Он ощущал себя уверенно, по-хозяйски, чувствовал большую ответственность за нас, а мы за него сражались, когда его не хотели допускать в Союз композиторов – боялись его спонтанности, непредсказуемости. С конца 80-х государство перестало финансировать союзы композиторов, многие потеряли мотивацию. Зато собирались единомышленники – не только музыканты, но и художники, поэты. В то время мы с Аскольдом Федоровичем часто обсуждали то, что печатали «Известия» – рупор перестройки. Постепенно энтузиазм угасал: приходило понимание, что той свободы личности, творчества, которую мы с таким нетерпением ждали, не будет. Мне кажется, Муров ушел в то время, когда стало ясно, что надежды не оправдаются».

           Среди собравшихся в концертном зале «СИБИРСКИЙ» была гостья, для которой каждое слово и каждая музыкальная фраза, прозвучавшие со сцены, имели особое значение – супруга композитора Алла Федоровна. Первым делом она призвала студентов гордиться колледжем, где Аскольд Муров познавал азы профессии, и посоветовала много наблюдать – за людьми, природой – к творчеству приходят не иначе как через постижение сути вещей. Алла Федоровна рассказала и о том, как после премьеры «Тобольской симфонии» их с Аскольдом Федоровичем командировали во Вьетнам: «В начале 70-х нас отправили во Вьетнам, чтобы тут все поутихло. Там тогда шла война: самолеты, бомбы, жара, каску не снять, а он интересуется фольклором Вьетнама, скрупулезно изучает, как получилось, что диез стоит рядом с бемолем. Везде – в Швейцарии, Корее, Канаде, Египте – он изучал народные интонации. При этом Муров – истинно сибирский композитор».

           Удивительно, как точно композитору удавалось воспринимать народные интонации: «Создается ощущение, что он берет цитаты из народных песен, но его музыка – самобытна, а не заимствована. В ней есть что-то провидческое: однажды он сказал, что конструкция и форма Концерта для оркестра «Вознесенский собор» приснились ему во сне – оставалось лишь записать» – делится художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Владимир Гусев. «Русскость», «сибирскость» музыки Мурова – не в лубочной стилизованности, но в интуитивном ощущении безбрежных просторов и вековой печали, осевшей в краях, куда ссылали виновных и невиновных – семья самого Мурова была сослана в Сибирь в 1941 году. Композитор последовательно занимался популяризацией сибирской музыки. Он полагал, что услышав музыку где-нибудь в Петербурге или Ростове, внимательный слушатель должен уловить, что написана музыка была в Сибири.

           Спектр музыкальных интересов Мурова был необычайно широк: он увлеченно собирал фольклор, вникал в сущность литургии, находя в ней огромный запас возможностей для композитора, был восприимчив к новым веяниям в музыкальном искусстве, изучал малоизвестные технические приемы. Но никогда не ставил перед собой абстрактные технико-звуковые задачи, все его сочинения проникнуты глубоким содержанием.

           …Разнообразна по настроению была музыкальная программа вечера, погрузившая присутствующих в мир композитора. Первым номером прозвучала Партита для фортепиано в 3-х частях, резкая и тревожная, в исполнении солистки Новосибирской филармонии Елены Поповской (фото 2). Юношеский оркестр русских народных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) под управлением Рустама Дильмухаметова сыграл яркую «Осеннюю симфонию». У этого произведения счастливая судьба: написанная в 1978 году специально для Оркестра русских народных инструментов Новосибирского телевидения и радио (ныне русский Академический оркестр), она часто исполнялась, была издана ее партитура, на музыку был поставлен балет. Следом прозвучала жизнерадостная Серенада для оркестра русских народных инструментов ор. 140 (фото 3). Завершило вечер редко исполняемое произведение, ставшее последней партитурой композитора и успевшее прозвучать при его жизни в 1995 году, – Поэма для струнного оркестра «Во имя Жизни». Вопреки названию, в ней нет и тени торжественности. «Во имя Жизни» – скорбное, трагическое сочинение, посвященное матерям солдат, погибших в Афганистане и Чечне. Произведение исполнил камерный оркестр Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова при участии выпускников колледжа – студентов консерватории и артистов молодежного симфонического оркестра «Новосибирск», дирижер Игорь Новиков (фото 4).

           Творческий вечер, посвященный 85-летию со дня рождения композитора, стал мероприятием, открывшим «Муровский год». Впереди – Вторая открытая межрегиональная научно-практическая конференция «Муровские чтения», новые концерты, открытый Всероссийский конкурс композиторов «Партита», конкурс «Преподаватель года». Имя Аскольда Мурова – выдающегося представителя культуры Сибири, продолжает объединять вокруг себя музыкальные учебные заведения и концертные организации: музыкальный колледж, специальную музыкальную школу (колледж), консерваторию, филармонию, Сибирскую организацию Союза композиторов России, оркестры, хоры. Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова, инициируя проведение мероприятий такого рода, способствует консолидации творческих сил для сохранения, изучения и популяризации наследия Аскольда Мурова – зачастую именно в прошедшем, в истории отыскивается ключ к пониманию себя и окружающего мира.

       

      Пигарева Анна Сергеевна – журналист
      Новосибирского музыкального колледжа
      имени А.Ф. Мурова

       

      1-th1. После концерта (слева направо) В. Анохин, М. Якубовская, Р. Дильмухаметов, А. Мурова, С. Кравцов и В. Гусев

      2-th2. Елена Поповская исполняет Партиту А.Ф. Мурова

      3-th3. В исполнении оркестра русских народных инструментов НСМШ (колледжа) под управлением Р. Дильмухаметова прозвучали два сочинения А.Ф. Мурова Осенняя симфония и Серенада ор.140

      4-th4. Камерный оркестр НМК им. А.Ф. Мурова (дирижер И. Новиков) во время исполнения Поэмы для струнного оркестра "Во имя Жизни"
       

       

  • Вторая Межрегиональная открытая научно-практическая конференция "Муровские чтения"
    • "МУРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ":

      РАСШИРЯЯ ГРАНИЦЫ, ОТКРЫВАЯ МУЗЫКУ

      1.Информационное письмо

      2.Программа конференции

      3.Сборник материалов Второй отрытой межрегиональной научно-практической конференции «Муровские чтения»

       

           18-19 апреля в Новосибирском музыкальном колледже имени А.Ф. Мурова состоялась Вторая межрегиональная открытая научно-практическая конференция «Муровские чтения» (фото 1-8). Конференция стала одним из центральных событий «Муровских дней», приуроченных к 85-летию со дня рождения Аскольда Федоровича Мурова – композитора, с именем которого связано интенсивное развитие музыкальной культуры Сибири. Участники конференции – композиторы, музыканты-исполнители и музыковеды из Новосибирска и других сибирских регионов – поделились воспоминаниями, представили научные доклады и премьеры сочинений, провели мастер-классы. Организаторам удалось доказать: «Муровские чтения» не только несут ретроспективно-просветительский характер, но внимательно следят за актуальными тенденциями развития музыкального искусства Сибири.

           День первый. Аскольд Муров – композитор-симфонист, педагог, более тридцати лет преподававший в Новосибирской консерватории, общественный деятель, многие годы возглавлявший Сибирскую организацию Союза композиторов России. Воспитавший плеяду профессиональных композиторов, он недаром считается создателем сибирской компози­торской школы. Составить разговор о человеке такого масштаба сродни попытке охватить необъятное. Но участникам первого дня конференции удалось подобрать характерные детали, из которых сложился не утративший объема и глубины образ композитора.

           Супруга Мурова Алла Федоровна поделилась любопытным воспоминанием (фото 3): «Музыку Аскольд Федорович писал, сидя в кресле, не касаясь инструмента: способен был с первой до последней ноты уловить партитуру внутренним слухом. Если сомневался, наигрывал тихонечко, чтобы не перебить звучащую в голове мелодию». Соседи Муровых по панельному дому даже не догадывались, что живут рядом с музыкантом, на протяжении долгого времени оживлявшим музыкальную культуру города.

           Именно Муров в 1965 году взял на себя управление неровным в музыкальном плане, зависимым от госзаказов Сибирским отделением Союза композиторов и вывел его на принципиально новый уровень. Но, в отличие от конформистской организации, Муров не боялся идти наперекор идеологическим установкам. Его «Тобольскую симфонию» (1971 год), безжалостно ударившую по болевым точкам времени, постигла участь «Катерины Измайловой» Шостаковича. Самого Мурова не только отлучили от Союза композиторов, но и вовсе вычеркнули из музыкальной жизни города на целое десятилетие. Композитор Сергей Кравцов вспоминает, как в архиве местного радио увидел соответствующий надписи «Муров» гриф «В эфир не давать».

           Именно Муров сумел превратить Оркестр русских народных инструментов Новосибирского телевидения и радио, в то время любительский, игравший обработки народных песен, из «сувенирной матрешки» в оригинальный исполнительский организм с интересным репертуаром. По признанию художественного руководителя и главного дирижера оркестра Владимира Поликарповича Гусева, годы сотрудничества с Муровым – лучшие для коллектива.

           И именно класс Мурова в 60-70-е годы стал для студентов консерватории центром притяжения, вокруг Аскольда Федоровича непрерывно кипела творческая деятельность. Мысленно возвратившись в студенческие годы, композитор Андрей Кротов вспоминает: «Попав в класс Мурова, каждый чувствовал себя «своим», участвовал в обсуждениях, на которые собирались студенты всех курсов. Вместе мы слушали и разбирали сочинения друг друга и известных композиторов. Школа Мурова – это, прежде всего, общение, в ходе которого незаметные фразы могли оказаться основополагающими». От учителя Кротов перенял творческое кредо: музыку надо сочинять сердцем, а не изобретать, не конструировать. Сам Муров в своих «Практических советах начинающим композиторам» писал по этому поводу так: «У большого, щедрого таланта <…> голова и слух всегда переполнены разными звуковыми идеями, и ему предстоит только отобрать то, что более созрело и более необходимо в данное время».

           Нехватки «звуковых идей» композитор не испытывал, живо интересовался как сибирским фольклором – собирал обрядовые, свадебные песни, так и сочинениями западных авангардистов с «Варшавской осени», внимательно следил за достижениями советских коллег – Шостаковича, Щедрина, Шнитке, Тищенко, Слонимского. Именно широта воззрений, открытость новым впечатлениям притягивала в класс Мурова студентов с самых разных отделений. На его занятиях искали тех знаний, которые в скупое советское время найти было негде. И это касается не одних лишь новейших методов сочинения музыки и замалчиваемых имен (а Муров знакомил студентов с партитурами и фонограммами Шенберга, Веберна, Штокхаузена, Пендерецкого, Кейджа и многих других). Интересы композитора ширились концентрическими кругами, захватывая все новые и новые пространства. Во время занятий он мог обратиться к евангельским текстам и дневникам Л.Н. Толстого, альбомам импрессионистов и поэзии Серебряного века. «Он считал, что музыка, литература, поэзия, живопись, скульптура, архитектура – все это единая территория композиторского осмысления профессии, форма размышления о жизни!» – вспоминает композитор Григорий Гоберник (Москва), отправивший на конференцию свой очерк об учителе.

           Общительность, доброжелательность, живость ума и неугасающая тяга к познанию сочетались в Мурове с высокой требовательностью к себе и окру­жающим, принципиальностью и мужеством идти против течения. Внутренняя свобода, убежденность в своей правоте характеризовали его как лидера, на которого равнялись и за которым тянулись молодые музыканты. На конференции прозвучал вопрос: есть ли сегодня личности, подобные Мурову по объему? «Вблизи не разглядеть» – считает А. Кротов. В свое время для изобразительного искусства таким был художник Николай Грицюк, для театра – режиссер Изяслав Борисов. Преданные профессии идеалисты, страстно болевшие своим делом, азартные искатели, между конъюнктурностью (политической, экономической) и рискованной честностью всегда выбиравшие последнее, они окружали себя единомышленниками – людьми, самостоятельно мыслящими и чувствующими. Каждый в своей области, они определяли облик города, именно с этими именами теперь связывают расцвет сибирского ис­кусства. В этом смысле важнейшая задача «Муровских чтений», как и работающего на базе музы­кального колледжа «Муров-центра» – сохранять память об Аскольде Мурове, популяризировать его творческое наследие, а также поддерживать интерес к сибирской композиторской школе.

           День второй. Доверительная атмосфера и размеренный ритм беседы первого дня «Муровских чтений» уступили стремительности и насыщенности второго дня конференции, развернутого в сторону практики.

           В своих выступлениях композиторы и музыковеды из Новосибирска, Бурятии, Тувы, Красноярска, Томска обращались как к особенностям национальных школ, так и творчеству отдельных авторов. Панорама сибирской музыки была представлена в исполнительской части. Ярким событием стало выступление красноярской делегации: за докладом Владимира Пономарева «Некоторые рассуждения о сибирской композиторской школе» последовало исполнение его же виртуозного «Crazycanon» для двух фортепиано, двух ариозо из «Блокианы» Аскольда Мурова, цикла из пяти песен на стихи Цветаевой Эдуарда Маркаича и романсов старейшего красноярского композитора Федора Веселкова. Доклад Натальи Решетовой о молодежном отделении композиторов «Молот-Сибирь» сопровождался премьерой экспериментального сочинения для виолончели и рояля «KvoruM» студентки НГК им. М.И. Глинки Марии Красиловой. Кроме того, прозвучали три каприса для скрипки томского композитора Александра Лакина, интересные сочинения композиторов Аяны Оюн и Ларисы Санжиевой в собственном исполнении.

           Продолжили программу конференции мастер-классы композиторов и педагогов. Андрей Попов выступил с увлекательным рассказом об электронной музыке как попытке расширить возможности звука (фото 4). Попытка эта была предопределена появлением в начале ХХ века первых электронных инструментов, а затем и звукозаписывающих устройств и связана с осознанием того, что бесчисленное количество существующих в природе звуков не подвластно ни одному музыкальному инструменту. Стремление авангардистов обособить звук, вырвать из последовательности, придать ему самостоятельность рифмуется с поисками художников-абстракционистов по высвобождению цвета и отказом от фигуративности. Рассказать историю оказалось возможным с помощью отдельного звука (деформируя его, сжимая и растягивая, изменяя частоту), не прибегая к привычным структурным единицам, как гармония и мелодия. Содержательно электронная музыка осмысляла реалии индустриального мира, что нашло выражение в названиях сочинений («Симфония гудков» Арсения Абрамова, «Этюд на железной дороге» Пьера Шеффера).

           Владимир Пономарев (Красноярск) провел практическое занятие «Современная духовная музыка Сибири» (фото 5). «Если в Новосибирске особое развитие получило инструментальное исполнительство, то Красноярск, в котором сильны традиции церковного пения, известен, прежде все­го, хоровым искусством» – после короткого вступления Пономарев раздал студентам вокального отделения колледжа ноты и попросил исполнить духовные сочинения красноярских композиторов, в том числе номер из литургии.

           Лариса Санжиева (Улан-Удэ) провела мастер-класс под названием «Сочинение периодов, хорус-фраз в курсе ”Основы композиции”» (фото 6). Взяв за основу произведение Мурова «Хороводная», студенты колледжа и учащиеся ДМШ учи­лись сочинять музыку, перебирая параллельные тональности, развивая мотивы и меняя характер музыкальной мысли.

           Массу положительных эмоций у гостей конференции вызвал мастер-класс Аяны Оюн (Кызыл) «Импровизация на уроке композиции в ДМШ», направленный на развитие образного мышления и способности к сочинению у детей. Юным участникам мастер-класса предстояло изобразить ручеек, гром и молнию, дождь, используя абсолютно слу­чайные звуки, любые их сочетания, меняя регистры и темп. Следующий шаг – создать броские, яркие, короткие зарисовки по картинкам. И вот уже пе­реливается по клавишам разноцветная радуга, в нижнем регистре рыскает волк, а в верхнем звенит холодный горный воздух. Под руководством пре­подавателя дети пробовали с помощью звуков за­давать вопросы и выстраивать диалог, рисовать автопортрет и аккомпанировать мультфильму «Том и Джерри». Главное – не возвращаться к заученным гаммам, а зажатость пройдет – уверена А. Оюн.

           В завершение работы конференции за круглым столом участники и гости поделились впечатлениями (фото 7-8). «Муровские чтения» являются прекрасным начинанием в плане творческого общения и обмена опытом для композиторов и музыковедов Новосибирска, Москвы, Красноярска, Тувы и др. Такие мероприятия – серьезный шаг к обновлению музыкального языка, форм и традиционных жанров на основе новых принципов освоения фольклора и современной музыки», – уверена В.Н. Матаева, преподаватель ГШИ № 29, му­зыкального лицея при НГК им. М.И. Глинки. Многие отметили и интегрирующую функцию конференции. По мнению Н.В. Леоновой, профессора НГК им. М.И. Глинки, «замечательно будет, если «Муровские чтения» станут собирать региональные композиторские школы, как когда-то собирал фестиваль «Панорама сибирской музыки». Действительно, проводимая во второй раз, научно-практическая конференция представила срез музыкальной жизни и академической мысли Сибири. Организаторам удалось удачно совместить научный, образовательный и музыкальный блоки, теорию и практику, субъективные впечатления и объ­ективный анализ. «Муровские чтения» оказались своего рода исследованием, объектом которого явились не только личность и творчество Мурова, но и музыкальное искусство, создаваемое здесь и сейчас. Покинув Малый зал НМК им. А.Ф. Мурова, основную площадку конференции, каждый мог с уверенностью сказать о себе, что его разум и слух переполнены разными звуковыми идеями.

       

      ***

       

      Отзывы слушателей конференции:

           Матаева В.Н. преподаватель ГШИ № 29, музыкального лицея при НГК (академии) им. М.И. Глинки: «Вторая научно-практическая конференция «Муровские чтения», посвященная 85-летию со дня рождения А.Ф. Мурова явля­ется прекрасным начинанием в плане творческого общения и обмена опытом для композиторов и музыковедов Новосибирска, Москвы, Красноярска, Тувы и др. Особо ценным представляется большое количество новой или ранее неизвестной музыки, например, представленной в лекциях (музыкове­дов), мастер-классе А.В. Попова «Электронная музыка – что это такое?» и практическом занятии В.В. Пономарева «Современная духовная музыка Сибири».

           Для меня, как для преподавателя, очень ин­тересными оказались мастер-классы Л.Н. Сан­жиевой «Сочинение периодов, хорус-фраз в курсе ”Основы композиции”» и А.О. Оюн «Импровизация на уроке композиции в ДМШ», в которых имели возможность принять участие как студенты колледжа, так и, наравне с ними, учащиеся ДМШ и ГШИ. Это стало возможным, благодаря высокому профессионализму приглашенных преподавателей, показательной и доступной форме изложения музыкального материала и теории.

           Считаю, что такие мероприятия, как научно-практическая конференция «Муровские чтения», серьезный шаг к обновлению музыкального языка, форм и традиционных жанров на основе новых принципов освоения фольклора и современной музыки.

       

            Александров И.И. преподаватель НСМШ (колледжа): «Очень большой информационный объем. Прекрасная организация. Много впечатлений от музыки, от встреч с друзьями-однокурсниками. Единственное пожелание: проводить такие мероприятия регулярно».

      Пигарева Анна Сергеевна – журналист

      Новосибирского музыкального

      колледжа имени А.Ф. Мурова

       

       

      1-th

      1. Учредители, организаторы и участники "Муровских чтений"

       

       

       

      2-th

      2.Слушатели конференции

      3-th

      3. Встреча с Аллой Федоровной Муровой и творческая беседа с автором сценария фильма "Аскольд Муров нравственность и талант" (режиссер В. Фишер), композитором Сергеем Кравцовым и продюсером Татьяной Журавлевой 

      4-th

      4. Мастер-класс зав. кафедрой композиции НГК им. М.И. Глинки, композитора А.В. Попова "Электронная музыка - что это"
       

        

      5-th

      5. Мастер-класс композитора В.В. Пономарева "Современная духовная музыка Сибири"
       

      6-th

      6. Мастер-класс композитора Л.Н. Санжиевой «Сочинение периодов, хорус-фраз в курсе ''Основы композиции''»
      7-th7. Председатели региональных организаций Союза композиторов РФ – В.В. Пономарев (Красноярск), Л.Н. Санжиева (Улан-Удэ), В.М. Калужский (Новосибирск)

      8-th8. Слушатели и участники Круглого стола конференции «Муровские чтения»

       

       

  • Открытие бюста
    •  

      ОТКРЫТИЕ БЮСТА АСКОЛЬДА МУРОВА

       

           2 сентября 2013 года в 13.30 в центральном фойе Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова состоялось торжественное открытие бюста композитора работы Новосибирского скульптора Олега Песоцкого. Данное мероприятие проводилось в рамках Года празднования 85-летия со дня рождения выдающего музыканта и общественного деятеля музыкальной культуры Сибири.

           Свое начальное профессиональное музыкальное образование будущий композитор и педагог получил в стенах музыкального училища, на дирижерско-хоровом отделении.

           Имя Аскольда Мурова было присвоено колледжу в 2006 году, и с тех пор Новосибирский му­зыкальный колледж проводит большую работу по сохранению творческого наследия и популяризации творчества корифея Сибирской композиторской школы. Создан электронный архив рукописей сочинений, проводятся творческие встречи, музыкальные вечера и научные конференции, объединяющие профессиональных музыкантов (композиторов, музыковедов, исполнителей) и музыкальные коллективы Новосибирска и других городов Сибири.

           В своем обращении к студентам и преподавателям НМК им. А.Ф. Мурова заместитель министра культуры Новосибирской области И.Н. Решетников сказал о том, что «всестороннее изучение биографии и творческого наследия Аскольда Мурова помогает нам лучше узнать и понять развитие всей музыкальной культуры Сибирского региона, и это особенно важно и актуально в преддверии 2014 года, который объявлен Годом Российской культуры». 

           На открытии бюста композитора звучала его музыка. Хоровым консортом Лаборатории новой музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки под управлением лауреата международных конкурсов Елены Рудзей был исполнен Духовный концерт № 3 «Утоли моя печали».

       

      Якубовская Марина Владимировна

      заведующая концертно-исполнительской

      практикой НМК имени А.Ф. Мурова

       

      Photo1-th1. Бюст А.Ф. Мурова

      Photo2-th

      2. Скульптор Олег Песоцкий (справа) и заместитель министра культуры НСО И.Н. Решетников и на торжественном открытии бюста

      Photo3-th

      3. На отктытии бюста

      Photo4-th

      4. Хоровой консорт Лаборатории новой музыки НГК им. М.И. Глинки исполняет Духовный концерт "Утоли моя печали" А.Ф. Мурова (дир. Е. Рудзей)

       

  • Открытый региональный конкурс "Преподаватель года - 2013"
    •  

      ОТКРЫТЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

      «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА – 2013»

      (к вопросу о путях взаимного изучения
      педагогического опыта)

       

           В Новосибирском музыкальном колледже им. А.Ф. Мурова завершился Открытый региональ­ный конкурс преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства «Преподаватель года – 2013», который входил в состав крупного творческого проекта министерства культуры Новосибирской области «Муровские дни». Мероприятия данного проекта были посвящены 85-летию выдающегося отечественного композитора, одного из основателей сибирской композиторской школы Аскольда Федоровича Мурова (1928-1996).

           Творческий проект «Муровские дни» включал различные мероприятия – Вторую открытую межрегиональную научно-практическую конференцию «Муровские чтения»; ряд изданий, посвященных жизни и творчеству Аскольда Федоровича и сибирской композиторской теме вообще1 ; открытие бюста А.Ф. Мурова в фойе музыкального колледжа; конкурс композиторов «Partita»; серию концертов на различных площадках Новосибирска, а также конкурс «Преподаватель года – 2013», учредителями которого являлись министерство культуры Новосибирской области, Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова, Сибирская организация Союза композиторов России.

           Конкурс проводился по двум номинациям («Преподаватель музыкально-исполнительских дисциплин» и «Преподаватель музыкально-теоретических и музыкально-исторических дис­циплин») и состоял из 2-х туров. Если говорить точнее, I-й тур «Открытые уроки и мастер-классы» состоялся 27-28 сентября в Малом зале колледжа, а II тур «Концерт участников конкурса» (в двух отделениях) – 12 ноября в Концертном зале «Сибирский». Здесь же 22 ноября был организован и заключительный этап конкурса, включавший в себя торжественную часть, вручение призов и Гала-концерт победителей.

           Как было сказано во вступительном слове заместителя директора колледжа по научно-методической работе Звягиной Светланы Александровны, «конкурс «Преподаватель года» проходит уже второй раз. В 2010 году он был посвящен Году Учителя и проходил только в рамках одного учебного заведения (НМК им. А.Ф. Мурова). В настоящем конкурсе изменилась география, его смысл и содержание, так как он стал региональным, в нем принимают участие преподаватели-коллеги из других учебных заведений города Новосибирска (Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, Музыкального колледжа НГК (академии) им. М.И. Глинки), а также из других городов – Томска и Кызыла. Это очень радостно для всех – и для нас, организаторов, и для членов жюри, и для самих участников, потому что есть возможность обменяться опытом и сделать определенные выводы на будущее».

           В состав жюри конкурса входили авторитетные музыканты-профессионалы разных специальностей:

           Робустова Людмила Павловна – заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения НГК (академии) им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент, председатель жюри кон­курса «Преподаватель года – 2013»;

           Бажанов Николай Сергеевич – заведующий кафедрой общего фортепиано НГК (академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор;

           Горбунова Татьяна Валерьевна – Заслуженная артистка РФ, солистка НГАТОиБ, и.о. профессора НГК (академии) им. М.И. Глинки;

           Юдин Игорь Викторович – Народный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора Новосибирской государственной филармонии, заведующий кафедрой дирижирования НГК (академии) им. М.И. Глинки;

           Дубровская Марина Юзефовна – доктор искусствоведения, профессор НГК (академии) им. М.И. Глинки;

           Аунс Маргарита Владимировна – лауреат международного и всероссийского конкурсов, декан оркестрового факультета НГК (академии) им. М.И. Глинки, доцент.

           Председатель жюри Людмила Павловна Робустова, размышляя о специфике конкурса, отметила, что «конкурс необычен тем, что в нем музыканты-педагоги конкурируют друг с другом. Универсальная категория «педагог-музыкант» приводит к интеграции специальностей.

           Однако, самое главное – это творческое общение людей разных направлений, которого нам явно не хватает. И у нас есть благодатный повод это сделать».

           В заключении Л.П. Робустова высказала слова благодарности министерству культуры Новосибирской области за организацию и поддержку конкурса, всем конкурсантам, членам жюри, а также всем слушателям, которые своим присутствием поддерживают это событие в жизни музыкально-педагогической общественности Новосибирска, и пожелала всем конкурсантам успешных выступлений и боевого творческого настроя.

           Итак, одной из главных задач настоящего конкурса «Преподаватель года – 2013» стало формирование интегративного универсального педагогического опыта, с помощью обмена профессионально-педагогическими наработками преподавателей разных музыкальных специальностей из разных регионов.

       

      Состав участников

           Предваряя результаты этого конкурсного состязания, хотелось бы сначала обратиться к самому составу его участников.

           На предложение участвовать откликнулось 10 человек: 3 преподавателя Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова (А.Г. Полонский – класс фортепиано, А.К. Бралинова – класс сольного пения, Р.С. Столяр – преподаватель эстрадного отделения); 2 преподавателя из Музыкального колледжа НГК (академии) им. М.И. Глинки (Ю.В. Антипова – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, Ю.С. Пушной – преподаватель по классу ударных инструментов); 1 преподаватель Новосибирского областного колледжа культуры и искусств (С.Н. Болгова – отделение хорового дирижирования); 1 преподаватель Кызылского колледжа искусств (Н.А. Баркова – преподаватель теоретических дисциплин) и 3 преподавателя Томского музыкального колледжа им. Э. Денисова (Е.Ю. Фесенко и А.В. Ковалева – хоровое дирижирование, Е.Ю. Исаева – класс фортепиано).

           Итого, 2 пианиста, 1 ударник, 1 вокалист, 3 хоровика, 2 теоретика, 1 эстрадник – то есть разнообразие специальностей оказалось вполне достаточным.

           В процедуре соревнования были предусмотрены две формы участия – очная (6 участников) и заочная (4 участника – все 3 конкурсанта из города Томска и 1 – из города Кызыла), в которой проходили публичные просмотры видеозаписей всех туров (открытых уроков и концертных выступлений). Понятно, что обеспечить очное участие конкурсантов из других городов всегда сложнее (особенно, если есть необходимость привозить целую группу обучающихся – хор, ансамбль и т.д.). Однако, сопоставление разных форм участия (очной и заочной) оставляет ощущение некоторой неравности самих условий выступления. С одной стороны, заочные участники имеют возможность сделать несколько дублей записи своего выступления. С другой – в заочной форме не хватает ощущения живой непосредственности выступления, сиюминутности происходящего. Может быть, такого ощущения не возникало бы при организации непосредственной трансляции выступлений on-line во время проведения самого конкурса. Возможно, такая форма участия станет нормой в будущих конкурсных состязаниях.

       

      Мир музыки

           В связи с посвящением конкурса 85-летию А.Ф. Мурова, одним из главных его условий было использование в педагогическом и исполнительском турах произведений отечественных (второй половины XX – начала XXI веков), особенно современных сибирских композиторов. Это условие было выполнено за некоторыми исключениями: конкурсант Ю.С. Пушной использовал для проведения открытого урока, посвященного работе над крупной формой в классе ударных инструментов, концерт для ксилофона с оркестром японского композитора Тоширо Маюдзуми (возможно, причина могла заключаться в отсутствии произведения подобного масштаба в рамках отечественных репертуарных границ). Другим случаем стало исполнение в завершении программы Гала-концерта конкурса произведения И.О. Дунаевского «Молодежная» (в исполнении академического хора НОККиИ под управлением С.Н. Болговой). Однако, во-первых, условия положения конкурса распространялись только на его туры, а во-вторых, состояние яркой, бодрой жизне­радостности, высокой позитивной энергетики этого сочинения оказалось очень уместным завершением всего конкурсного события.

           В целом объем композиторских имен и произведений, заданных условиями конкурса, оказался весьма внушительным. Кроме произведений А.Ф. Мурова в рамках двух этапов конкурса прозвучала также музыка Юрия Юкечева, Юрия Ащепкова, Бориса Лисицына, Константина Лакина, Юрия Гуцкова, Эдисона Денисова, Сергея Слонимского, Захара Бляхера, Владимира Синенко, Романа Столяра. В конкурсных работах музыковедов были представлены творческие портреты композиторов Новосибирска и Тувы.

           Творчество самого А.Ф. Мурова было показано достаточно разнообразно. Прозвучали его «Перевешу млада хмелю» (в хоровом исполнении), «Милая девушка, что ты колдуешь» (из вокального цикла «Блокиана»), 1-2 части фортепианной Партиты. Помимо того, два Открытых урока (мастер-класса) также были связаны с сочинениями Аскольда Федоровича, а именно: кантатой «Сибирские свадебные песни» и циклом фольклорно-хоровых миниатюр «Песни села Балман».

       

      Впечатление об открытом уроке

           В процессе проведения мастер-класса конкурсантом Ю.В. Антиповой по теме «Сибирские свадебные песни А.Ф. Мурова в контексте Новой фольклорной волны» был проведен подробный музыковедческий анализ, c одной стороны, самого явления «Новой фольклорной волны» как нового способа вслушивания в родные фольклорные истоки, когда фольклорный материал у молодых композиторов стал соединяться с новейшими техниками XX века (додекафонией, сюрреализмом, сонористикой, алеаторикой и т.д.). С другой стороны, Юлия Владимировна размышляла об особенностях достаточно сложной структуры музыкального языка самого А.Ф. Мурова, проявленных в названном произведении, когда наряду с образно-изобразительными эффектами музыкального текста можно обнаружить также имитацию приемов именно народного исполнительства – уход в нетемперированый строй, использование глиссандирования и детонирования, вследствие чего (по мнению преподавателя) в кантате «преобладают плачевые, причетные, основанные на ниспаданиях, комплексы с большим удельным весом минора по сравнению с мажором».

           В результате, «в кантате очень здорово достигается эффект каких-то сложных, именно психологических состояний (внутренних метаний, подтекстов)». В целом, хотелось бы отметить умение Ю.В. Антиповой вести со студентами диалог, помогающий освоению новых элементов музыкального языка и осмыслению индивидуальных особенностей творческого почерка композитора.

       

      Педагог-артист / Публицист-исследователь

           Итоговые результаты межрегионального конкурса «Преподаватель года – 2013» следующие.

      Номинация «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДИСЦИПЛИН»:

           Лауреат I премии Светлана Николаевна Болгова заведующая дирижерско-хоровым (народным и академическим) отделением НОККИ, Заслуженная артистка РФ, ст. преподаватель кафедры хорового дирижирования НГК (академии) им. М.И. Глинки (фото 1);

           Лауреат II премии Юрий Сергеевич Пушной преподаватель по классу ударных инструментов Музыкального колледжа НГК (академии) им. М.И. Глинки, лауреат международных конкурсов (фото 2);

           Лауреат III премии Анатолий Григорьевич Полонский преподаватель фортепианного отделения НМК им. А.Ф. Мурова (фото 3);

           Дипломанты – Айгуль Калиулловна Бралинова преподаватель вокального отделения НМК им. А.Ф. Мурова; Роман Соломонович Столяр преподаватель эстрадного отделения НМК им. А.Ф. Мурова.

       

      Номинация «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»2 :

           Лауреат I премии Юлия Владимировна Антипова преподаватель Музыкального колледжа НГК (академии) им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, ст. преподаватель кафедры истории музыки (фото 4);

           Лауреат III премии Наталья Александровна Баркова преподаватель Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола, член Тувинского регионального отделения Союза композиторов России.

           Подводя итоги конкурса «Преподаватель года-2013», председатель жюри, Робустова Людмила Павловна порадовалась успешной реализации идеи – сделать конкурс монотематическим, посвятив его А.Ф. Мурову. В связи с этим конкурс оказался уникальным событием, благородным и важным делом, серьезным вкладом в живую память о творчестве и личности выдающегося сибирского композитора. Членами жюри в целом был отмечен высокий уровень качественных показателей проведенного конкурса, высказана радость и удовлетворенность по поводу успехов коллег-профессионалов, отмеченных соответствующими премиями. Кроме того, было высказано пожелание, чтобы этот конкурс набирал обороты, привлекал больше внимания (как слушателей, так и участников) для обязательного продолжения этого очень полезного дела.

       

      Кулешова Валентина Петровна

      старший методист НМК имени А.Ф. Мурова

       

      Photo1-th

      1. Выступление академического хора НОККиИ под управлением С.Н. Болговой на Гала-концерте (Концертный зал "Сибирский", 22 ноября 2013 г.)
       

      Photo2-th

      2. Мастер-класса Ю.С. Пушного с ученицей Э. Костиной (Малый зал НМК им. А.Ф. Мурова, 27 сентября 2013 г.)
       

      Photo3-th

       
      3. Мастер-класс А.Г. Полонского с учеником Р. Мехдиевым (Малый зал НМК им. А.Ф. Мурова, 27 сентября 2013 г.)
       
       
      Photo4-th

      4. Ю.В. Антипова читает лекцию на тему "Сибирские свадебные песни А.Ф. Мурова в контексте Новой фольклорной волны"

       

       

         1 Материалы Второй открытой межрегиональной научно-практической конфе­ренции «Муровские чтения». Новосибирск: «Классик-А», 2013. – 80 с.

      Композитор. Педагог. Публицист. Общественный деятель. – Брошюра. – 85-летию со дня рождения Аскольда Федоровича Мурова посвящается. – Авт.-сост. А.В. Золотухина. – Новосибирск: «Классик-А», 2013. – 11 с.

       2  В «Вестнике НМК» № 7 опубликованы по две музыковедческие работы лауреатов – Ю.В. Антиповой и Н.А. Барковой.  

       

       

  • Открытый Всероссийский композиторский конкурс "Partita"
    •  

       

      ОТКРЫТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ

      КОМПОЗИТОРСКИЙ КОНКУРС «PARTITA»

       

           Сибирская организация Союза композиторов России совместно с кафедрой композиции Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки при поддержке министерства культуры Новосибирской области организовали и провели Открытый всероссийский конкурс среди композиторов «Partita», посвященный 85-летию со дня рождения Аскольда Мурова.

           Конкурс проводился в период с июня по декабрь 2013 года и был одним из мероприятий творческого проекта «Муровские дни», утвержденного приказом министерства культуры Новосибирской области в год 85-летия А.Ф. Мурова.

           Главные цели конкурса – активизация и поддержка творческой деятельности российских композиторов, повышение их социальной значимости, а также пропаганда творчества выдающегося сибирского композитора Аскольда Мурова.

           Партита – это трех частное фортепианное произведение, написанное Аскольдом Федоровичем Муровым в 1973 году (ор. 98) и посвященное крупному отечественному композитору Борису Тищенко.

           По условиям конкурса его участники должны были представить на суд жюри фортепианное произведение протяженностью 5-8 минут.

           Всего на конкурс было представлено 14 работ. География участников ограничилась Новосибирской областью: в основном это композиторы-профессионалы, члены Союза композиторов и несколько профессиональных композиторов, не входящих в состав Союза.

           Конкурс проходил анонимно. Это означало, что человек, написавший произведение, соответствующее условиям конкурса, предоставлял в оргкомитет ноты, диск с записью сочинения и конверт с запечатанными данными участника под девизом.

           До последнего момента конверты с именами композиторов оставались запечатанными, и лишь после объявления результатов (призовых мест и специальных дипломов) вскрывались. Жюри конкурса – члены правления Сибирской организации Союза композиторов России во главе с председателем Владимиром Михайловичем Калужским – приняли решение не присуждать Первую премию. Двух вторых удостоились сочинения Ильи Александрова и Андрея Попова. Две третьи – работы Юрия Юкечева и Ираиды Сальниковой. Дипломантами конкурса стали Елена Джагарова и Елена Демидова (соответственно 4 и 5 места). Специальных дипломов удостоены Илья Иванов (диплом кафедры композиции Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки) и Евгений Хомяков («За мелодичность»).

           По условиям конкурса, сочинения лауреатов должны быть услышаны широкой публикой. По словам В.М. Калужского эти сочинения вполне вероятно будут исполняться не только на единственном концерте-награждении лауреатов, но и в других филармонических концертах. «Для нас был очень важен первый опыт проведения композиторского конкурса, – говорит Вла­димир Михайлович – за всю историю сибирского отделения СК подобного не наблюдал. Да, он не получился всероссийским, но он был открыт в этом смысле. Одна из задач Сибирской организации Союза композиторов – интенсифицировать творческую деятельность композиторов, которая раньше имела государственную поддержку, а сейчас это возможно с помощью призовых фондов министерства культуры. На будущий год мы планируем проведение подобного рода конкурса, но другого формата. Мы благодарны министерству культуры НСО, которое дало возможность и всячески помогало в проведении конкурса, посвященного 85-летию Аскольда Федоровича Мурова, и надеемся на дальнейшее сотрудничество».

           24 января 2014 г. в Музыкальной гостиной Новосибирской филармонии на концерте прозвучали произведения победителей (лауреатов) конкурса в исполнении молодых музыкантов Льва Терскова, Екатерины Предвечновой и Дмитрия Карпова.

       

      Решетова Наталья Михайловна

      методист НМК имени А.Ф. Мурова

       

       

 

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ «МУРОВ-ЦЕНТРА»

Выходные данные статьи:
Золотухина А. В. Новые материалы «Муров-центра» //
Материалы Второй открытой межрегиональной
научно-практической конференции
«Муровские чтения» (18-19 апреля 2013 г.). –
Новосибирск: «Классик-А». – С. 29-32
 

     Аскольд Федорович Муров – композитор, педагог, публицист, общественный деятель, – личность, внесшая неоценимый вклад в развитие сибирской музыкальной культуры. Он является одним из основателей сибирской композиторской школы, воспитавший несколько поколений учеников. Почти три десятилетия возглавлял СО СК, продвигая к исполнению большое количество музыки своих учеников и членов Союза.

Подробнее...

 

Произведения А.Ф. Мурова

 

 

1.      Псалом 66-ой  для смешанного хора без сопровождения, 1992 год (1 ред-я), 7 с.

Титульный лист | Первая страница| Вторая страница

2.      «Достойно есть». Духовный концерт № 1 для смешанного хора без сопровождения, 1989 год, 28 с.

Титульный лист | Страницы

3.      «Русские портреты». Кантата для хора без сопровождения, 1975 год, 77 с.

Титульный лист | Первая страница | Вторая страница

4.       «Бессонница века». Оратория для солиста, хора и оркестра, 1966 год, 197 с.

Титульный лист | Первая страница | Вторая страница

5.      «Во имя жизни». Поэма для струнного оркестра, 1995 год, 23 с., партитура (партии).

Первая страница | Вторая страница | Третья страница

Подробнее...

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2