2014-09-09-Rozum-th

9 сентября 2014 года в концертном зале «Сибирский» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова прошел концерт замечательного пианиста мирового значения, Народного артиста России, лауреата Международных конкурсов, заведующего кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных – Юрия Розума (Москва), при участии Молодежного симфонического оркестра «Новосибирск» под управлением Игоря Новикова (художественный руководитель и главный дирижер).

К обещанной в афише программе концерта – произведениям П.И. Чайковского (4 пьесы из цикла «Времена года», Русское скерцо, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор и др.) и С.В. Рахманинова (три прелюдии op. 23) – были добавлены произведения А.С. Скрябина и Ф. Шопена.

Слушатели концерта (профессиональные музыканты, студенты колледжа, любители музыки) – все были поражены высочайшим уровнем профессионального мастерства артиста, глубиной проникновения в образную природу представленных произведений и технической безупречностью их исполнения. Думается, что слушатели испытывали совершенно особое состояние благодарности за саму возможность соприкосновения с «живым» творческим процессом.

Особенно важным подобное соприкосновение может оказаться для студентов, только начинающих свой профессиональный путь, так как (по высказыванию Юрия Розума): «Музыка меняет жизнь, поддерживает, спасает, лечит. Когда талантливый ребенок осознает, что музыка – это нечто большее, чем снискание славы и развлечение, он начинает по-другому жить, чувствовать, играть».

10 сентября в том же концертном зале «Сибирский» Народный артист России, заведующий кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных Юрий Александрович Розум поделился с заинтересованной аудиторией своим педагогическим мастерством – провел Мастер-класс.

В проведении мастер-класса приняли участие три студента фортепианного отделения колледжа (2-го и 4-го курсов), в исполнении которых были представлены произведения Ф. Шопена (Полонез a-moll, Этюд № 23) и Л. Бетховена (первая часть Сонаты № 1).

В процессе работы Юрию Александровичу удалось создать удивительно спокойную и доброжелательную атмосферу, которая (в определенной степени) снимала естественное волнение студентов. Думается, что польза от подобных встреч огромна, профессиональные советы и рекомендации мастера непременно скажутся на пути дальнейшего профессионального развития каждого из них.

После окончания мастер-класса Юрий Розум ответил на все вопросы слушателей, рассказав (в том числе) и об истории создания своего «Международного благотворительного Фонда».

 

Старший методист НМК им. А.Ф. Мурова
В.П. Кулешова
 
 
IMG 7089-th IMG 7098-th
IMG 7132-th IMG 7134-th

 

 

НАРОДНЫЙ АРТИСТ, ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ПОДВИЖНИК:

СИБИРСКИЕ ВСТРЕЧИ С Ю.А. РОЗУМОМ

В сентябре 2014 года Новосибирск посетил народный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор и заведующий кафедрой фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных, музыкант с глубокой аристократической родословной Юрий Александрович Розум. Артисту удаётся совмещать в своей работе активную концертную деятельность, преподавание, а также руководство созданного им благотворительного фонда. В уникальности личности Ю.А. Розума убедились зрители сольного концерта в двух отделениях с участием малого симфонического оркестра «Новосибирск» (дирижер Игорь Новиков), прошедшего 9 сентября в концертном зале «Сибирский» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова. Здесь же на следующий день прошла творческая встреча и открытые уроки мастера.

Сложный век возрождения

В посёлке Загорянка Щёлковского района Московской области, где находилась дача Юрия Александровича Розума, совершенно погибала прекрасная музыкальная школа, одна из самых старых в Подмосковье. Здание школы, представлявшее собой избушку, досталось ей от бывшего детского сада, который просто по закону не мог там находиться. Изо всех щелей дуло, с крыши капало, а так называемый концертный зал был на чердаке, где стояло 20 стульев и старый рояль, на котором не было части струн и молоточков.

Подружившись с коллективом школы, поддерживая её, именитый пианист давал там мини-концерты, устраивал встречи. Если концерт проходил в дождливую погоду, то рядом с пианистом сидела учительница с тряпкой и бережно прямо во время игры протирала клавиатуру. Как рассказал Юрий Александрович, подобные концерты, были ему не в новинку – он пользовался имеющимися навыками юности, которые он приобрел, будучи солистом Московской филармонии, играя на старых разбитых пианино большие сольные программы в областных профилакториях и домах культуры. Успешно овладев подобным «искусством игры», когда приходилось во время исполнения даже комбинировать октавы, Ю.А. Розум получил почетное звание филармонии «Лучший пианист на худших роялях».

На одной из творческих встреч в Загорянке, коллектив музыкальной школы заявил Ю.А. Розуму о своём решении носить его имя: «Вы как хотите, но мы будем носить ваше имя. Это уже решено!» Это было настоящей неожиданностью для музыканта и большой честью. Началась кропотливая работа по строительству здания. Это стало толчком в организации благотворительного фонда. Первой благословила эту идею и вошла в попечительский совет фонда Людмила Георгиевна Зыкина – родной для Юрия Александровича человек. Она была ближайшей подругой его матери Галины Рождественской, в хоровом коллективе которой Л.Г. Зыкина начинала свою карьеру, кроме того, она была крестной матерью сестры Ю.А. Розума. Позже благотворительный фонд поддержали близкие друзья пианиста – Дмитрий Дибров, Никас Сафронов, Николай Басков, Тамара Гвердцители, Валентина Терешкова, а также многие бизнесмены и политики. Теперь Загорянская детская школа искусств выглядит совершенно по-другому, и является одной из площадок для реализации проекта фонда по созданию международного колледжа-интерната музыкального искусства.

Конечно, основным видом деятельности благотворительного фонда Ю.А. Розума является поддержка молодых одарённых музыкантов.

Огонь детского таланта

Путешествуя по необъятным просторам России, посещая отдалённые сёла и маленькие города, Юрий Александрович встречал множество потрясающе одаренных детей, самородков, которые без надлежащей поддержки шли вниз по наклонной: «Если талант не востребован, если он не вдохновлен, не воодушевлен, не опекаем, то очень часто он не созидает, а разрушает человека. Если взрослые, атмосфера и среда не дают ему правильного ориентира, не удовлетворяют потребность самовыражения внутреннего огня, то улица учит другому», с горечью говорил Юрий Александрович, не раз видевший гибель таланта.

В связи с этим, Ю.А. Розуму всегда хотелось создать союз, организацию, которая занималась бы именно талантливыми детьми. В России очень много фондов, которые занимаются детьми с проблемами – инвалидами, сиротами, больными – это замечательно и правильно. Талантам тоже нужна мощная поддержка.

На сегодняшний день фонд берёт под свою опеку от 60 до 80 ребят, которые ежемесячно в течение года получают стипендию от 1500 до 5000 рублей. В конце учебного года они участвуют в отборе стипендиатов на следующий год. Есть прямой смысл поразмышлять и нашим преподавателям о своих нуждающихся в помощи талантливых учениках – будущих претендентах в стипендиаты фонда Ю.А. Розума.

Учиться делать благие дела

Вообще, благотворительных организаций, нацеленных на поддержку музыкантов, много, но они, как правило, представляют собой концертные агентства – в итоге дети работают на них, а не наоборот, как должно быть. Благотворительный фонд Ю.А. Розума постаралась этого избежать: «Наши ребята задействованы только на специальных концертах проекта «Дети – детям», тем самым помогая своим сверстникам, которые растут в трудной жизненной ситуации».

Юрий Александрович рассказал об одном таком концерте, проходившем в Женеве, где приняло участие 15 стипендиатов его фонда. На собранные с мероприятия средства было куплено звуковое оборудование для Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих детей, где также прошёл концерт. Сложное оборудование трансформирует частоту звука из микрофона в низкую вибрацию и по антенне передает в специальные слуховые аппараты. Многие дети впервые в жизни услышали музыку! «Девочка вышла со слезами и сказала, что теперь понимает, почему о музыке так пишут. Она читала, но никогда не представляла насколько это действительно красиво».

Особенно важен этот проект для самих участников, так как ребята понимают, что музыкой можно изменить мир, кому-то помочь, подать пример, сделать жизнь ярче.

Другие проекты фонда

Кроме программы по поддержке талантливых детей, фонд Ю.А. Розума уже 10 лет проводит ежегодный фестиваль искусств «Звездный» в Звездном городке, где на одной сцене могут встретиться начинающие музыканты и мировые звезды. Также у фонда имеются договорённости с конкурсами, победители которых получают грант.

В связи с тем, что в правительстве широко дискуссируется вопрос о надобности музыкальных школ, о переводе их на самоокупаемость – когда плата за обучение будет 15-20 тысяч рублей в месяц, что будет равносильно закрытию всех школ – фонд организовал крупномасштабную акцию, направленную на поддержку музыкальных учреждений дополнительного образования детей (ДМШ, ДХШ и ДШИ), Всероссийский смотр-конкурс «Где рождается искусство». Это конкурс среди самих учреждений музыкальных школ и школ искусств. Благодаря проведению этого мероприятия в Новосибирской области, Юрий Александрович впервые посетил Новосибирск в прошлом 2013 году.

Такой проект помогает сообщить обществу социальную значимость музыкальных школ, показать важность первого элемента профессионального музыкального образования.

Приход к учительству:

мастер-класс со студентами НМК им. А.Ф. Мурова

Юрий Александрович, будучи активно гастролирующим музыкантом, всегда сознательно отказывался от педагогической деятельности, посвящая себя исполнительству. Несмотря на то, что в Германии и Америке ему предлагали должность профессора, он был в «свободном полёте», потому что, как известно, преподавание ограничивает свободу артиста, концертного исполнителя.

Но десять лет назад, в связи с организацией фонда, ситуация изменилась. Много времени Ю.А. Розум проводит в Москве, чем и воспользовалась ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Галина Васильевна Маяровская, уговорив знаменитого пианиста пойти по стопам его не менее прославленных родителей-музыкантов и взять нескольких учеников. Его родители – солист Большого театра, баритон А.Г. Розум и дирижер-хормейстер Академического хора русской песни радио и телевидения России Г.Д. Рождественская – Народные артисты России, преподаватели «гнесинки».

В настоящее время Ю.А. Розум заведует кафедрой фортепиано, имеет класс из 8 учеников и ассистентки, и по собственному остроумному выражению является «гнесинским подневольным профессором».

Тем не менее, пианист продолжает вести активную концертную жизнь, давая почти по 300 концертов в год.

Студентам НМК им. А.Ф. Мурова чрезвычайно повезло в связи с тем, что Ю.А. Розум нашёл возможность провести мастер-класс для них.

Вниманию мастера были представлены произведения Ф. Шопена в исполнении Ольги Шрамко, класс преподавателя О.А. Кутергиной (Полонез № 8 ре минор) и Роберта Костаняна, класс преподавателя О.А. Шульга (Этюд № 23) и 1-я часть Сонаты № 7 Л. Бетховена в исполнении Валерии Марач (класс преподавателя Н.В. Тимофеевой).

Юрий Александрович занимался с увлечением и, располагаясь за соседним роялем, постоянно демонстрировал поставленные задачи собственной, всегда приковывающей к себе внимание, игрой.

Во всех случаях, пианист требовал от учеников более глубокого фортепианного звука и динамической дифференциации мелодии и аккомпанемента. Особо Юрий Александрович акцентировал внимание студентов на увеличение «шкалы эмоций», контраста музыкальных состояний, которые по-разному проявляются в каждом из произведений – гибкая игра, лирика и военная маршевость, фортепианная мощь в Полонезе; тихая колокольная тема начала и храмовое пение во вступлении Этюда и последующая победная песнь, «разрывающие душу» пунктирные призывы к борьбе. В этом отношении не простым оказалось исполнение сонаты, так как, по выражению пианиста «Бетховен – это миллион всяких перевоплощений – то он нежен, то он страстен, то он яростен, то он неожидан, поэтому постоянные subito», которые «нужно успеть прослушать и прочувствовать», а также увеличить контраст «между проникновенной лирикой и скерцозными эпизодами».

Внимание юных пианистов было направлено не только на звучащий нотный текст, но и на исполнение пауз! По меткому наблюдению мастера, во многих паузах произведений Шопена нужно уметь промолчать таким образом, чтобы музыка продолжалась – росло напряжение, и даже ощущалось динамическое крещендо. «Кроме того, – обратил внимание мастер – после последнего аккорда первой части Бетховен специально выписал такт паузы, да ещё с ферматой! Исполнитель должен быть в сильнейшем эмоциональном напряжении на протяжении всей коды, чтобы после последнего аккорда ещё долго приходить в себя».

Остаётся только отметить, что творческая встреча и мастер-класс, проведённые Юрием Александровичем Розумом, никого не оставили равнодушным. Все присутствовавшие на мероприятии – студенты, преподаватели, а также гости концертного зала «Сибирский» – воочию убедились в крепком профессионализме, почувствовали глубину личности и теплоту взаимоотношений, с которой Юрий Александрович проводил встречу.

Мастер-класс Ю.А. Розума со студентами Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова – Валерией Марач и Робертом Костаняном.

 

Начальник научно-методического отдела НМК им. А.Ф. Мурова
Шахов П.С. 

 

Rozum-th Rozum-2-th