Sheludko afisha-th

Впервые в рамках сибирского турне, Новосибирск посетила пианистка, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, приглашённый профессор университета Silla (г. Пусан, Южная Корея), лауреат международных конкурсов Анна Шелудько. Сольный концерт пианистки прошёл в Камерном зале Новосибирской филармонии 14 октября 2014 года. На следующий день в концертном зале «Сибирский» Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова состоялся мастер-класс Анны Шелудько со студентами колледжа.

Анна Шелудько родилась в Уфе в семье именитых в Башкирской республике пианистов и педагогов – Эдуарда Шелудько и Аллы Зуевой. В возрасте 14 лет Анна вместе с семьёй переехала в Санкт-Петербург, где с отличием окончила консерваторию и аспирантуру у профессора Валерия Вишневского. С 2006 года она сама стала преподавать в Санкт-Петербургской консерватории на кафедре фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано. Анна является лауреатом многих солидных международных конкурсов пианистов. Сейчас пианистка ведёт активную концертную деятельность, выступая сольно и в ансамбле с лучшими оркестрами, не только за границей, но и, что особо ценно, на площадках российских городов – в Брянске, Новгороде, Уфе, Смоленске, Екатеринбурге.

 

Впервые в Сибири

В этот раз Анна Шелудько впервые с концертами проехала по трём городам Сибири – Барнаул, Новосибирск и Кемерово. В программу тематических концертов «Музыка фортепианных салонов» были включены произведения из репертуара выдающейся пианистки и педагога Санкт-Петербургской консерватории Анны Николаевны Есиповой (1851-1914), памяти которой были посвящены все сибирские гастроли. На концертах звучали произведения Моцарта, Шопена, Фильда, Шумана, Мендельсона, Лешетицкого, Щербачева. Концерты везде прошли с большим успехом!

В каждом сибирском городе Анна Шелудько провела мастер-классы, встречаясь со студентами и преподавателями музыкальных колледжей Барнаула и Кемерово. Новосибирску повезло вдвойне, так как концерт в Камерном зале филармонии «обрамляли» мастер-классы в Средней специальной музыкальной школе и музыкальном колледже имени А.Ф. Мурова.

 

Мастер-класс – «инъекция публичного перевоплощения»

Как считает Анна Шелудько, если у молодых исполнителей есть возможность заниматься педагогикой, то не нужно бояться и упускать такой шанс. Потому что преимущество объединения концертного исполнительства и преподавания в том, что педагог «начинает всё объяснять ученикам и заново всё проживать, открывать для самого себя». Общение с учениками помогает лучше сформулировать и понять исполнительские задачи, преодолеть многие трудности и продолжать профессиональный рост.

Сама Анна в прошлом активно принимала участие в работе мастер-классов известных музыкантов – Д. Башкирова, А. Диева (Россия), А. Варди (Израиль), М. Круделли (Италия), В. Розенбаума, Л. Симс, Г. Эйбла (USA), С. Бойстена (Швеция), Ж.Б. Помье (Франция) – и в настоящее время пропагандирует этот замечательный и любимый ею жанр мастер-класса, в котором учащийся попадает в совершенно новые для него условия общения с человеком, педагогом: «Игра на мастер-классе это не концерт. Это готовность и умение публично, на сцене корректировать свои недостатки и умение сразу реагировать на пожелания педагога. В этом суть и сложность мастер-класса и одновременно его прелесть и достоинство, потому что студенты, которые участвуют в мастер-классах, становятся смелее и увереннее на эстраде».

Артист-профессионал должен уметь перевоплощаться. Пианист это может делать только с помощью звуков – у него нет костюмов и слов, как в театре. В этом отношении мастер-класс для пианиста – это «инъекция публичного превращения».

 

Уроки мастерства

На мастер-классе Анна Эдуардовна делилась профессиональными секретами, мудростью, добытой собственным трудом и подсказывала молодым пианистам способы преодоления трудностей, возникших в процессе исполнения. Общение между студентами и учителем складывалось очень непринуждённо и легко. Человеческая теплота, чувство юмора и, что там говорить, женская привлекательность и приятный голос Анны Шелудько непременно располагали к себе студентов, при этом их волнение моментально растворялось.

Студенты фортепианного отделения НМК им. А.Ф. Мурова исполнили две сонаты Л. Бетховена – № 6 (студентка 2 курса Ольга Шрамко, класс преподавателя О.А. Кутергиной) и № 27 (студент 3 курса Расим Мехдиев, класс преподавателя А.Г. Полонского) – и фортепианный концерт Э. Грига в исполнении выпускника Роберта Костаняна и преподавателя О.А. Шульги. 

 

Ранний Бетховен: «Игра в перевоплощения»

Анна Эдуардовна обратила внимание Ольги Шрамко, исполнившей Шестую сонату Бетховена, на решение стилевых задач. Ранняя соната лишена особой философской нагрузки, здесь усилен игровой момент, выраженный в интонационно-ритмическом варьировании – терция вверх, терция вниз, короткая шестнадцатая, неожиданный пунктир в легатной фразе – всё это восхищение моментом игры. «В этой музыке композитор веселится, издевается и балуется немножечко, и даже умеет язык показывать. Это очень весёлая музыка. Хотелось бы больше перевоплощений». В основе любых перевоплощений, интонационных перекличек должна лежать строгая метроритмическая устойчивость.

В конце урока Анна Эдуардовна предложила студентке задуматься о воплощении детализации штрихов (восьмая без стаккато), фактуры (увеличение динамической дистанции между правой и левой рукой) и динамики (манера подготовки будущей сферы неуместна).

 

Поздний Бетховен: «Интонация с преодолением»

Бетховен в своей 27-ой сонате, как и в других поздних творениях, открывает нам двери в романтизм. В решениях фактуры, фразировки этой сонаты слышны романтические «нотки» Брамса, мятущегося Шумана, и даже Вагнера. Эта тревожная музыка полна ощущения беспокойства и ожидания, её не получится сыграть просто и комфортно – это «музыка с преодолением».

На занятии с Расимом Мехдиевым проводилась интересная детальная интонационная скрупулёзная работа. Для Анны Эдуардовны стало ясно, что слышание этой музыки студентом немного превосходит его умение донести смысл сочинения до слушателя.

Одним из пожеланий преподавателя в исполнении стремительной связующей партии (т. 24) стало «не понижать градус начальной драматики». Вообще, эмоциональный градус музыки нужно не понижать или повышать – его нужно просто менять! Это один из исполнительских принципов классической музыки.

Тихие фрагменты музыки наоборот, не должны становиться неосязаемыми. Д.А. Башкиров, который регулярно проводит мастер-классы в Доме музыки, всегда говорит об ошибке многих современных пианистов, которые исполняют piano, демонстрируя максимально тихую игру. «Но piano – это только область тихой динамики, особое состояние, которое и нужно уловить и передать!».

«Не забывайте про магию снятий!» – призывом прозвучал голос Анны Эдуардовны – «Мы очень много задумываемся о том, как взять звук – совершенно столько же нужно задумываться о снятии. Даже слушая записи, нужно обращать на это внимание».

Дело дошло даже до того, чтобы научиться делать на длинной (белой) ноте вибрацию и crescendo, как у струнных инструментов. «Все говорят, что на фортепиано это невозможно сделать, но это неправда! Это делается звуками другой руки или распределением звучности выхода из этой ноты – как угодно, но после взятия гибкой кистью (!) продолжительного звука, нота должно «вырастать», происходить усиление звучания. Сила мысли и харизма Вам в помощь». И действительно, исполнительский пример Анны Шелудько безупречен, а тембральная палитра воистину оркестровая.

 

Фортепианное шоу и северные пейзажи Э. Грига

После исполнения фортепианного концерта Анна Эдуардовна обратила внимание Роберта Костаняна на специфические особенности жанра этого любимого ею сочинения.

В. Моцарт не меняет представление о концерте с оркестром, который остаётся соревнованием между инструменталистом и оркестром. Бетховен уже ставит во главу солиста, отдаёт ему приоритет, а концерты Брамса – это уже, безусловно, философские произведения, «но всё равно, изначальная природа жанра такова, что это шоу, зрелищное мероприятие», чем и является фортепианный концерт Грига, лишённый философского наполнения.

Во время занятия было раскрыто очень много профессиональных секретов в поиске новых красок, поставлены новые акценты в динамическом, метро-ритмическом, мелодическом и фактурном исполнении.

Желая успехов в дальнейшей работе, Анна Шелудько с вдохновением сказала: «Не бойтесь играть трогательно, с обаянием. Выражайте себя, восхищаясь красотой музыки. Приучайте себя к смелости!».

 

Диалектика классического стиля

Работая со студентами над произведениями Бетховена и Грига, раскрывая мир каждой сонаты и фортепианного концерта, Анна Эдуардовна зашла далеко за их пределы.

Как мы можем определить смыслы классической музыки? Мы можем приблизиться к смыслам с помощью определения двух главных сфер музыки – устоя и неустоя. Самое важное – это ощущение неустойчивости и момент разрешения, возвращения в устойчивую сферу. В гармонии это проявляется на местоположении созвучий (плагального оборота, доминантового, оборота с усиленной доминантой) в форме произведения. Так же с мелодией и ритмической организацией. С помощью определения чередований этих сфер мы читаем послания композитора, его желание нам что-то сказать. «Что здесь?». Ожидание чего-то или игра, томление, драматизм или какие-то философские выводы.

Часто в исполнении музыки стиля барокко и классики нам говорят: «Играй ровно! Надо играть ровнее!». В самом деле, что значит «ровно»? Ровность в понимании Анны Шелудько, заключается в том, чтобы каждый пласт фактуры, каждый голос в полифонии имел свой тембр, прикосновение, звучание и не переходил в зону чужого тембра. Это архи важное для профессионального роста открытие, которое должен сделать каждый в собственных ежедневных занятиях.

* * *

Итак, впечатления Анны Эдуардовны Шелудько от посещения сибирского края остались самые теплые и радостные: «Я встретилась с людьми, единомышленниками, для которых музыка это не просто развлечение, а воздух и сама жизнь. Отдельно хочется сказать о приятной составляющей подобных мероприятий – о знакомстве с коллегами, педагогами в разных городах нашей страны. Замечательные профессионалы, творческие и увлеченные своим делом музыканты. Я с большим интересом рассматривала в классах афиши, фотографии, мы находили общих знакомых. Такие встречи надолго останутся в памяти и «заряжают» энергией настолько, что даже после пятичасовых мастер-классов не чувствуешь усталости.

В работе на мастер-классах, во всех городах я видела интересующихся молодых музыкантов, с большим желанием воспринимающих предлагаемые мною идеи. В Новосибирске мне понравились инструменты, залы и, конечно, игра ребят, которые достойно продолжают традиции нашего музыкального образования.

Сибирь – очень гостеприимный край!»

 

Шахов П.С. – начальник
научно-методического отдела
НМК им. А.Ф. Мурова

 

Фотографии с мастер-класса А. Шелудько со студентами фортепианного отделения НМК им. А.Ф. Мурова – Расимом Мехдиевым и Робертом Костаняном.

 

 

Sheludko-th Sheludko1-th